Сделать стартовой Почта
 
Наши партнеры:

Новости
2012-02-09 14:02:32 20 лет закону «О защите прав потребителей».

Санкт-Петербургская общественная организация потребителей
«Общественный контроль»
190103, г. С.- Петербург, пер. Лодыгина, д.1, лит. А,
т/ф. 324-25-88, e-mail: okk@petkach.spb.ru
_________________________________________________________________________
Пресс-релиз

Дмитрий Медведев пообещал повысить гарантии потребителям
7 февраля 2012 г. исполнилось 20 лет закону «О защите прав потребителей». Вспомнив об этом, власть решила проявить заботу о гражданах, приобретающих товары и услуги.
Накануне этого своеобразного юбилея, 16 января, Дмитрий Медведев в Саранске провел заседание президиума Госсовета, которое полностью посвятил проблемам в этой сфере. Впервые за два десятилетия вопросы защиты прав потребителей в очередной раз были подняты на самом высоком уровне.
Хотелось бы надеяться, что внимание Президента к защите прав потребителей было продиктовано не только предстоящими мартовскими выборами, но и волевым желанием наконец-то восстановить справедливый баланс интересов продавцов и покупателей. Тем более, как отметил Медведев, потребитель остается слабой стороной на потребительском рынке.

Ельцин дал потребителям права

В 1992 году Борис Ельцин подписал федеральный закон №2300-1 «О защите прав потребителей». С тех пор в закон регулярно вносились изменения, направленные как в пользу потребителей, так и в пользу предпринимателей.
Так, одним из последних позитивных нововведений стали поправки в ст.18, согласно которым потребитель может вернуть продавцу технически сложный товар в течение 14 дней в случае обнаружения в нем любых недостатков. Раньше это можно было сделать только в том случае, если недостатки были существенными. Как правило, потребители проигрывали эту битву продавцам, пытаясь доказать, например, что автомобиль подлежит замене из-за некачественной окраски или царапины на кузове. Автосалон предлагал просто устранить недостатки. Теперь он обязан обменять автомобиль.
Однако, самая последняя редакция закона, увидевшая свет летом прошлого года, оказалась не в пользу потребителей, точнее, их общественных объединений. Бизнес протащил через Думу поправки к ст.45 закона, ограничивающие права общественных объединений потребителей при осуществлении ими проверочных мероприятий. В то же время последняя редакция усилила полномочия федеральных надзорных органов, дав им право ставить вопрос перед судом о ликвидации предприятий в случае двукратного нарушения ими закона в течение календарного года, повлекшего за собой угрозу жизни или здоровья граждан. Тем не менее, негласная команда судьям «Нельзя кошмарить бизнес!» до сих пор не отменена, поэтому строгость новых положений закона компенсируется необязательностью их исполнения. Недобросовестный бизнес, как и прежде, продолжает вводить в заблуждение потребителей, отделываясь редкими мизерными штрафами.

Приоритеты Медведева: услуги банков, турагентств, а также ЖКХ

Третий Президент России на заседании президиума Госсовета остановился, на наиболее важных, по его мнению, проблемах в сфере защиты прав потребителей.
Однако, среди приоритетов он выделил разработку дополнительных мер по защите прав потребителей финансовых услуг. Условия выдачи банками кредитов населению Медведев назвал кабальными. Пользуясь безграмотностью потребителей, банки зачастую включают в договоры условия, ущемляющие права потребителей, а затем делают переуступку права взыскания задолженностей коллекторским агентствам, методы которых иногда выходят за рамки закона.
«В стране сложилась опасная доступность кредитов», — заметил на заседании президиума Госсовета в Саранске руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. По его мнению, недостаток средств у населения толкает людей к решению взять кредиты, при этом уровень финансовой грамотности у населения остается очень низким. Кроме того, ситуацию ухудшает агрессивная маркетинговая политика и навязчивая реклама продуктов банков. Как один из вариантов решения этой проблемы, Онищенко предложил разработать закон о банкротстве физических лиц. Президент обещал над этим подумать.
Второе направление, где необходимо наводить порядок, – сфера ЖКХ. Президент поручил Правительству подготовить доклад об эффективности жилищного надзора, а также за долевым строительством в регионах и предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Третий блок – туристические услуги. Медведев заявил о необходимости уточнения ответственности туроператоров, а также перечня оснований для выплат соответствующих возмещений, условия и порядок выплат в связи с оказанием медицинских услуг туристам в стране пребывания. В то же время Президент высказался против возврата к лицензированию предприятий турбизнеса: «Лицензирование – это, к сожалению, просто вопрос взяток. Вот и всё».
Президент не стал подвергать критике систему государственного надзора, заявив, однако, что снижение количества проверок было продиктовано борьбой с коррупцией. По словам Медведева, нельзя допустить, чтобы проверяющие структуры обогащались, набивали свои карманы за счёт взяток. В то же время Президент поставил вопрос о необходимости ускорения разработки положений о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей. Глава государства высказался за подготовку ежегодных государственных докладов по защите прав потребителей и формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Также Президент поддержал предложение о введении типовых договоров в правоотношения, возникающие между потребителями и продавцами: «Вообще-то это абсолютно правильная позиция, правильный подход. Чем больше типовых договоров создаётся, тем более высокая степень защиты потребителей в обществе достигается».
В заключение своего выступления Медведев заявил о необходимости устранить противоречия в законодательстве, регулирующем защиту прав потребителей, и активнее развивать институт публичного контроля за соблюдением прав потребителей. «…общественные объединения потребителей обладают значительным ресурсом именно для формирования правовой культуры и финансовой грамотности населения, для разъяснительной и просветительской работы. - сказал Президент. - В общем, на самом деле от интенсивности, от настойчивости такого рода общественного контроля зависит очень многое, потому что именно в руках общественных организаций и находится зачастую необходимый набор инструментов для того, чтобы не только помочь отдельному человеку, но и в конечном счёте даже и сформировать судебную и иную практику по делам о защите прав потребителей».
Медведев заявил, что ряд поручений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей уже подготовлены и будут подписаны им в ближайшее время.

Январские тезисы Дмитрия Медведева:
- «Потребитель должен быть в полной мере защищён от недобросовестных производителей и продавцов. Это главное, что вытекает из системы защиты прав потребителей. У нас есть все шансы сделать её более эффективной и современной».
- «Нам нужно ускорить разработку положений о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, порядке формирования общедоступных государственных информационных ресурсов в этой сфере».
- «Необходимо развивать институт публичного контроля за соблюдением прав потребителей. Объединения потребителей обладают значительным ресурсом для формирования правовой культуры и финансовой грамотности населения».
- «Нужно решать проблемы потребительского рынка в ЖКХ. Поручаю Правительству подготовить предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере».








Пресс-служба СПБ ООП «Общественный контроль», 324-25-88.

Ростт © 2008-2018
главная  |   новости  |   вакансии  |   контакты